От доблести полководцев и военных перейдем теперь к моральным качествам
и к тому, что является достоянием всякого человека. Прежде всего в высшей
степени верны слова поэта:
Стало быть, верное знанье плодов искусств благородных
Нравы смягчает людей, дикость от них отвратя[104].
Действительно, образование освобождает человека от дикости и
варварства. Но следует сделать ударение на этом слове "правильное". Ведь
беспорядочное образование действует скорее в противоположном направлении. Я
повторяю, образование уничтожает легкомыслие, несерьезность и высокомерие,
заставляя помнить наряду с самим делом и о всех опасностях и сложностях,
которые могут возникнуть, взвешивать все доводы и доказательства, как "за",
так и "против", не доверять тому, кто первым обращает на себя внимание и
кажется привлекательным, и вступать на всякий путь, только предварительно
исследовав его. В то же время образование уничтожает пустое и чрезмерное
удивление перед вещами, главный источник всякого неосновательного решения,
ибо удивляются вещам или новым, или великим. Что касается новизны, то нет
такого человека, который, глубоко познакомившись с наукой и наблюдая мир, не
проникся бы твердой мыслью: "Нет ничего нового на земле"[105]. Ведь
кукольное представление не слишком удивит того, кто, заглянув за занавеску,
увидит руки и нитки, которыми приводятся в движение куклы. Относительно же
величия можно сказать следующее. Привыкнувший к грандиозным сражениям и
победам в Азии, Александр Македонский, изредка получая сообщения из Греции о
каких-то походах и столкновениях, которые по большей части предпринимались
из-за какого-нибудь моста или маленькой крепости или в лучшем случае ради
завоевания какого-нибудь города, обычно говорил: "Мне кажется, что мне
пришло известие о битве лягушек и мышей, о которой пишет
Гомер"[106]. Точно так же, конечно, и тому, кто видит перед собой
все многообразие явлений и вещей, все здание Вселенной, земной шар вместе с
живущими на нем людьми (мы не говорим о божественности души) покажется
ничуть не больше муравьиной кучи, где одни спешат с зернышками, другие -- со
своими яйцами, третьи -- безо всякой ноши, но все суетятся и ползают
беспрерывно то туда, то сюда вокруг маленькой груды мусора. Далее.
Образование уничтожает или по крайней мере уменьшает страх перед смертью или
несчастьем, а ведь ничто не может нанести большего вреда доблести и
нравственности человека. Ибо если чей-то ум в результате изучения природы
проникнется сознанием смертности и непрочности вещей и как бы впитает в себя
эти убеждения, то он придет к мысли Эпиктета, который, выходя однажды из
дому, увидел женщину, плачущую над разбитым кувшином, а на следующий день,
увидев другую женщину, оплакивающую мертвого сына, сказал: "Вчера я увидел,
что хрупкая вещь разбивается, а сегодня вижу, что смертное существо
умирает"[107]. Поэтому Вергилий великолепно и очень мудро связывает
познание причин сущего с избавлением от всякого страха, всегда сопутствующих
друг другу:
Счастливы те, кто вещей познать умели причину,
Те, кто всяческий страх и рок непреклонный к моленьям,
Все повергли к ногам, -- и шум Ахеронта скупого[108].
Было бы слишком долго перечислять те лекарства, которые наука
предоставляет для лечения отдельных болезней духа, иногда очищая его от
вредной влаги, иногда вскрывая закупорки, то помогая пищеварению, то вызывая
аппетит, а очень часто излечивая раны и язвы его и т. п. Поэтому я хочу
заключить следующей мыслью, которая, как мне кажется, выражает смысл всего
рассуждения: наука настраивает и направляет ум на то, чтобы он отныне
никогда не оставался в покое и, так сказать, не застывал в своих
недостатках, а, наоборот, постоянно побуждал себя к действию и стремился к
совершенствованию. Ведь необразованный человек не знает, что значит
погружаться в самого себя, оценивать самого себя, и не знает, как радостна
жизнь, когда замечаешь, что с каждым днем она становится лучше; если же
такой человек случайно обладает каким-то достоинством, то он им хвастается и
повсюду выставляет его напоказ и использует его, может быть даже выгодно,
но, однако же, не обращает внимание на то, чтобы развить его и приумножить.
Наоборот, если он страдает от какого-нибудь недостатка, то он приложит все
свое искусство и старание, чтобы скрыть и спрятать его, но ни в коем случае
не исправить, подобно плохому жнецу, который не перестает жать, но никогда
не точит свой серп. Образованный же человек, наоборот, не только использует
ум и все свои достоинства, но постоянно исправляет свои ошибки и
совершенствуется в добродетели. Более того, вообще можно считать твердо
установленным, что истина и благость отличаются друг от друга только как
печать и отпечаток, ибо благость отмечена печатью истины, и, наоборот, бури
и ливни пороков и волнений обрушиваются лишь из туч заблуждения и лжи.
От добродетели перейдем к могуществу и власти и рассмотрим, можно ли
найти где-нибудь такое могущество и такую власть, какой образование наделяет
и с помощью которой возвеличивает человеческую природу. Мы видим, что
уважение к власти зависит от достоинства того, над кем властвуют. Так,
власть над животными и скотом, какой обладают волопасы или овчары, не имеет
никакого значения; власть над детьми, которой обладают школьные учителя, не
слишком уважаема; власть над рабами скорее позорна, чем почетна, и не
намного лучше власть тиранов над народом, доведенным до рабского состояния и
утратившим мужество и благородство души. Отсюда всегда возникает убеждение,
что почет приятнее в свободных монархиях и республиках, чем под властью
тиранов, так как уважают больше ту власть, которая осуществляется над
людьми, добровольно ос принимающими, а не вынужденными подчиняться вопреки
своему желанию и воле. Поэтому Вергилий, желая как можно искуснее оказать
Августу самую высокую честь, какая только может быть у людей, говорит
следующее:
...и народам охотно-покорным.
Как победитель, дает законы, путь правя к Олимпу[109].
Но власть науки намного выше, чем власть над волей, хотя бы и свободной
и ничем не связанной. Ведь она господствует над рассудком, верой и даже над
самим разумом, который является важнейшей частью души и управляет самой
волей. Ведь на земле, конечно, нет никакой иной силы, кроме науки и знания,
которая бы могла утвердить свою верховную власть над духом и душами людей,
над их мыслями и представлениями, над их волей и верой. И мы видим это
проклятое безграничное наслаждение, которое охватывает и увлекает всех
ересиархов, лжепророков и великих обманщиков, когда они чувствуют, что
обрели безграничную власть над верой и сознанием людей; это наслаждение
столь велико, что того, кто однажды испробовал его, уже нельзя заставить
отречься от этой власти никакими преследованиями и никакими пытками. Это то,
о чем говорится в "Апокалипсисе": "бездонная бездна Сатаны", и, наоборот,
справедливое и законное господство над умами людей, упроченное самой
очевидностью и сладостной рекомендацией истины, конечно же, скорее всего
может быть уподоблено божественному могуществу.
Что же касается благосостояния и почестей, то дары науки, обогащая
целые королевства и республики, тем самым развивают и приумножают
благосостояние и богатства также и отдельных лиц. Ведь уже давно было
сказано, что Гомер дал пищу большему числу людей, чем Сулла, Цезарь или
Август со всеми их раздачами, денежными подарками и земельными наделами
(ветеранам). По крайней мере трудно сказать, оружие или образование помогли
составить состояние большинству людей. Если же мы будем говорить о высшей
власти, то увидим, что царскую власть доставляли оружие и право
наследования, церковная же власть, которая всегда была соперницей царской,
весьма часто доставалась именно людям образованным.
С другой стороны, если рассматривать те удовольствия и наслаждения,
которые дает наука, то насколько же превосходят они все остальные
наслаждения. Действительно, ведь если аффективные наслаждения настолько же
выше чувственных радостей, насколько счастливое исполнение обета важнее
какой-то песенки или пира, то разве не в такой же мере интеллектуальные
наслаждения превосходят аффективные? Другим удовольствиям сопутствует
пресыщение; и, как только эти удовольствия делаются чуть-чуть привычными,
они блекнут и теряют свою прелесть; и это говорит нам, что на самом деле это
были но подлинные и чистые наслаждения, а только лишь обманчивая тень их,
доставляющие радость не столько но своей сущности, сколько своею новизной.
Поэтому люди, предающиеся чувственным радостям, часто становятся затем
монахами, а старость честолюбивых владык довольно печальна и меланхолична.
Наука же не знает пресыщения, а знает лишь беспрерывное чередование
достижения цели и стремления к новому, так что необходимо признать, что
возникающее здесь наслаждение есть истинное и простое благо, не связанное с
обманом и не являющееся результатом каких-либо привходящих моментов. Не
последнее место занимает в душе и то наслаждение, которое рисует Лукреций:
Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры[110].
Он говорит, что приятно стоящему или прогуливающемуся по берегу
смотреть на то, как борется с бурей корабль в открытом море, точно так же
приятно с высокой башни смотреть на два сражающихся на равнине войска. Но
нет ничего приятнее для человека, чем разум, поднявшийся благодаря учению на
крепость истины и имеющий возможность оттуда взирать на заблуждения и
невзгоды людей.
Наконец, чтобы не говорить о таких избитых доводах, как то, что
благодаря науке один человек превосходит другого в том же, в чем человек
превосходит животных, что благодаря науке ум человека возвышается до небес,
чего не может сделать его тело и т. п., мы завершим это рассуждение о
выдающемся значении наук, указав на то приносимое ими благо, к которому
прежде всего стремится человек по своей природе, а именно бессмертие и
вечность. Ведь именно из-за этого рождают потомство, стараются прославить
свое имя, сооружают здания, основывают различные учреждения, воздвигают
памятники, стремятся к славе и в конце концов к этому сводятся все
человеческие чаяния. Но мы видим, что памятники, созданные талантом и
эрудицией, сохраняются много дольше, чем те, которые воздвигнуты руками
человека. Разве песни Гомера не живут уже двадцать пять, а то и больше
веков, не потеряв ни единого слова, ни единой буквы. А за это же время
рухнуло и погибло бесчисленное множество дворцов, храмов, замков и городов.
Уже никакими силами нельзя восстановить портреты и статуи Кира, Александра,
Цезаря и даже значительно более близких к нам королей и правителей. Ведь
сами их архетипы, подчиняясь законам времени, давно погибли, копии же с
каждым днем теряют первоначальное сходство. Но образы их гения вечно
остаются нетленными в книгах, не подвластные никаким разрушениям времени,
обладая силой вечного обновления. Впрочем, они, собственно, и не могут быть
названы образами, ибо они сами беспрерывно как бы рождают что-то новое, сея
свои семена в душах людей, и в более поздние эпохи продолжают возбуждать и
порождать бесчисленное множество деяний и идей. Если изобретение корабля
считалось столь замечательным и удивительным делом, так как он перевозит
товары и богатства из одной страны в другую, соединяет области,
расположенные в совершенно различных местах, давая им возможность взаимно
потреблять продукты и другие блага каждой из них, то насколько же больше
имеют на это право науки, которые, подобно кораблям бороздя океан времени,
соединяют самые далекие друг от друга эпохи в союзе и сотрудничестве
талантов и открытий. Кроме того, известно, что некоторые философы,
безгранично доверяющие чувственным восприятиям, совсем но думающие о Боге и
отрицающие бессмертие души, вынуждены были, однако, подчиняясь силе истины,
допустить, что те движения и акты, которые осуществляются в человеческой
душе без участия тела, могут, вероятно, существовать и после смерти; к их
числу принадлежит в особенности деятельность интеллекта и менее всего --
движения страстей. Таким образом, знание представляется им бессмертным и
нетленным. Мы же, познавшие свет божественного откровения, с презрением
отбрасываем все эти примитивные и ложные показания чувств и знаем, что не
только разум, но и очищенные аффекты, не только душа, но и тело достигнут в
свое время бессмертия. Но пусть читатели поймут, что и здесь, и в другом
месте, когда это было нужно, я, говоря о значении науки, с самого начала
отделил божественные свидетельства от человеческих, и этого метода я
неизменно придерживался, рассматривая их отдельно друг от друга.
Как бы то ни было, я никоим образом не претендую на то, что мне удастся
какой-либо речью в защиту достоинства и значения науки переубедить, скажем,
эзопова петуха, который ячменное зерно предпочел бриллианту; или Мидаса,
который, оказавшись судьей в состязании предводителя Муз Аполлона и овечьего
пастуха Пана[111], отдал пальму первенства богатству; или Париса,
который, отвергнув мудрость и могущество, предпочел наслаждение и любовь;
или Агриппину, выбирающей: "Пусть убьет мать, лишь бы правил"[112],
предпочитая власть даже на столь чудовищном условии; или же Улисса, который
старуху жену предпочел бессмертию, представляющего тип тех людей, которые
привычное предпочитают лучшему, и множество других ходячих мнений того же
рода. Ведь они будут придерживаться старого. Но сохранится и то, на чем как
на прочнейшем фундаменте держится наука и что никогда не удастся
поколебать:
...мудрость оправдана чадами своими[113].
Далі скоро буде..
Електронна бібліотека ЦДН КУП
Сайт управляется системой
uCoz